Pba Consult помогает сделать Систему внутреннего контроля действенным фактором повышения эффективности организации.

29 мая 2018г.

В связи со вступлением в 2015 году в силу положения Налогового Кодекса РФ о режиме налогового мониторинга для крупнейших налогоплательщиков многие российские компании стали уделять больше внимания Системе внутреннего контроля (СВК) как неотъемлемой части процессной модели управления бизнесом в аспекте управления операционными рисками.

Сама по себе Система внутреннего контроля в том или ином виде присутствует в любой организации, так как представляет собой совокупность действий по а) выявлению и оценке рисков и б) минимизации / устранению выявленных рисков. Однако, далеко не все компании осознают важность этого аспекта управления, и совсем немногие используют системный подход при организации внутреннего контроля.

«Говоря о внутреннем контроле, как части внутренней организации деятельности компании, мы рассматриваем его, как "дополнительное измерение" в многомерной "сисгтеме координат" внутренних бизнес-процессов», - рассказывает Кирилл Тюхтиков, генеральный директор Pba Consult. – «Наши консультанты многие годы занимаются улучшением внутренних процессов компаний в различных отраслях. Под улучшением мы понимаем и разработку процессов «с нуля», и оптимизацию или корректировку существующих процессов, и их автоматизацию. Если представлять произвольный внутренний процесс компании в виде набора взаимосвязанных операций, то элементы внутреннего контроля (контрольные процедуры или просто контроли), де-факто, присутствуют «внутри» значительной части этих операций. Плохая новость состоит в том, что, не будучи чётко определёнными, контрольные процедуры не всегда обязательны к исполнению, а, даже будучи исполненными, не всегда «оставляют след», позволяющий, в случае реализации нежелательного риска, провести исследование ситуации и выявить причины возникновения проблемы для последующего её системного устранения. Хорошая же новость - та, что, будучи объединенными в систему (СВК), контроли становятся частью регулярных процессов организации, повышая предсказуемость и снижая операционные риски. Таким образом, Система внутреннего контроля превращается в действенный фактор повышения общей эффективности внутренней деловой среды компании.»

Эффективная система внутреннего контроля организации должна, как минимум, включать в себя следующие элементы:

  • описания деловых процессов, подлежащих внутреннему контролю, с указанием операций, включающих идентифицируемые риски, делающие необходимым выполнение «в рамках операции» соответствующих им контрольных процедур (контролей);

  • реестр («справочник») типовых (для данной организации) контрольных процедур, подлежащих выполнению при протекании каждого из контролируемых внутренних процессов;

  • «технологические карты» (для каждой контрольной процедуры) – детальное описание типовых действий участников процесса, обеспечивающих полный цикл идентификации и оценки риска, а также действий по его минимизации или устранению;

  • регистр учёта фактически выполненных контрольных процедур, дающий возможность контроля полноты функционирования СВК;

  • инструменты анализа накопленной (в регистре учёта) информации о фактическом выполнении контрольных процедур, позволяющего оценить эффективность СВК и, при необходимости, улучшить её качество посредством корректировки «технологических карт» контролей или самих контролируемых операций в бизнес-процессах.

Необходимость учёта и анализа фактических данных СВК логично приводит к целесообразности автоматизации этих функций с использованием подходящих программных инструментов. Такие инструменты дополняют информационные системы учёта или управления ресурсами организаций, придавая им дополнительную ценность, как инструменту реального повышения эффективности через снижение операционных рисков.

При этом программные решения для реализации эффективной СВК должны обеспечивать выполнение таких функций, как:

  • выявление и отслеживание ошибок, противоречий, неточностей и подозрительных операций;

  • формирование оповещений о подозрительных операциях в режиме «реального времени»;

  • исправление ошибок, противоречий и неточностей при отражении операций в учете;

  • учёт и создание отчетов по фактам результатов выполнения контрольных процедур, попыток обходов средств контроля и т.п.

В соответствии с новыми положениями Налогового кодекса, при переходе организации в режим налогового мониторинга организации необходимо практически использовать и раскрывать информацию о таких пяти структурных компонентах СВК, как: контрольная среда; система выявления и оценки рисков; используемые контрольные процедуры и информационные системы, их реализующие; система оценки эффективности и мониторинга.

«Пока наш практический проектный опыт в области построения и улучшения СВК для наших Заказчиков ограничивается работой с учётными процессами», - комментирует Кирилл Тюхтиков. – «Это объясняется тем, что в настоящее время многие крупные компании планируют переход в режим налогового мониторинга и поэтому рассматривают СВК, прежде всего, в качестве инструмента идентификации и снижения именно налоговых рисков. В связи с этим наиболее пристальное внимание уделяется постановке и улучшению внутреннего контроля именно "вокруг" внутренних процессов, определяющих корректность ведения бухгалтерского и налогового учёта. Однако мы считаем, что сама по себе Система внутреннего контроля, будучи реализованной в полной мере, может служить действенным инструментом повышения эффективности не только в области учёта, но в ключевых областях управления: производством, обслуживанием клиентов, закупками и т.д. Своевременные идентификация, оценка и снижение операционных рисков – один из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности компании на рынке.»

Услуги компании Pba Consult в области построения эффективной Системы внутреннего контроля включают:

  • разработку новой или аудит имеющейся процессной модели организации;

  • адаптацию процессной модели к требованиям СВК;

  • разработку нормативных документов для выбора стратегии и внедрения системы управления рисками, включающей выявление рисков; анализ и оценку рисков; определение границ приемлемости рисков; раскрытие информации о выявленных рисках; принятие решений о способе управления риском;

  • разработку технологических карт контрольных процедур и тестирование контрольных процедур, разработку порядка документального оформления (фиксации) результатов выполнения контрольных процедур, анализа результатов и оценки эффективности выполнения контрольных процедур;

  • подготовку технических требований, разработку технического задания и предложений по автоматизации системы внутреннего контроля;

  • разработку установленного действующим Законодательством комплекта документов СВК, требующегося для обращения организации в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (в соответствии с Главой 14.7. НК РФ).

Вернуться в архив

Информационные технологии успеха